Команда Shelter PMS представляет обзор отраслевой прессы и аналитических отчетов horeca-индустрии за минувшую неделю:
Краткосрочная аренда меняет туристический рынок России - семейные путешественники с детьми предпочитают квартиры.
Ключевая тенденция лета 2025-го года в туриндустрии - изменение предпочтений: всё чаще семьи и путешественники с детьми делают выбор в пользу апартаментов и квартир вместо традиционных отелей. "Авито.Путешествия" сообщает о росте квартирных броней на 65% по отношению к прошлому году. Подавляющая часть туристов, самостоятельно организующих свой отдых с детьми в России, выбирает апарт-отели, гостевые дома и отели без звезд.
Драйвер тренда - дефицит гостиничных номеров, рассчитанных на четырёх и более человек, и удобство аренды квартиры, например, возможность самостоятельно готовить еду.
Преимущества квартир перед отелями очевидны - ночь в апартаментах в среднем стоит меньше, чем в отеле, площадь и планировка гостиничного номера проигрывает квартире с кухней, гостиной и отдельными спальнями. А еще домашние питомцы: в большинство квартир с ними можно, в большинство отелей - нельзя.
По данным Центра Стратегических разработок, в 2024-м году на краткосрочную аренду пришлось 19,7% общих расходов туристов на проживание, а на классические средства размещение, соответственно, 80,3%. Однако, к 2030-му году доля квартир и апартаментов вырастет до 25,3% [стало быть отели "потеряют" около 5% гостей].
Озвучены сроки окупаемости гостиничных проектов в России.
Azimut Hotels при строительстве новых объектов номера обходятся и в 15 млн рублей [южные регионы], и в 19 млн [средняя полоса России], и в 23 млн рублей [отель пять звезд]. Плановая окупаемость - от 10 до 15 лет. Основные жалобы - высокая ключевая ставка и рост стоимости строительства. Если 3-4 года назад инвесторы оценивали стройку от 175 до 190 тыс. рублей за квадратный метр, то сейчас – 240-250 тыс. Потенциал сеть видит в модульных гостиницах по субсидированной программе, где окупаемость составляет около четырех лет. Основное опасение - туристический налог в 5% в 2029-м году и возвращение НДС.
ГК "Мантера" обозначила окупаемость построенных курортов на территории Сочи в 18, 20 и 25 лет. Основная сложность - эксплуатация объектов в условиях низкой маржинальности в отрасли в целом, а также необходимость постоянно реновировать номерной фонд из-за высокой амортизации.
Окупаемость городских отелей в Cosmos Hotel Group оценивают в 13-15 лет, отмечая при этом, что инвестиции в индустрию гостеприимства должны начинаться с мастер-планирования и маркетинга территорий, когда закладываются ключевые параметры: функциональность, логистика, инфраструктурные связи и уникальное позиционирование. Аналитики компании уверены, что без четко выстроенной концепции развития территории даже самые современные отели рискуют остаться зонированными объектами без устойчивого турпотока.
В Alean Collection заявляют, что срок окупаемости курортных и загородных отелей больше, чем городских и апарт-отелей, и составляет 15-18 лет, поясняя, что определенный отпечаток накладывает тот факт, что подобного рода курорты обладают довольно большой развитой инфраструктурой.
Сезонный недобор и новая норма текучести кадров.
Текучка в гостиничном бизнесе продолжает расти - уже более 60% новых сотрудников отелей увольняются в течение первого года. Эксперты связывают тренд с тем, что народ продолжает переосмысливать свои приоритеты и стремится к лучшему балансу между работой и личной жизнью. Кроме того, более молодое поколение менее готово к традиционным формам работы, предпочитая гибкий график и возможности для личного роста.
Статистика, тем не менее, противоречива. Например, по данным SuperJob, в Сочи в сфере гостинично-ресторанного бизнеса к лету 2025 года количество вакансий уменьшилось на 2%, а число резюме выросло на 15%. По данным hh.ru, в прошлом году в этот же период индекс конкуренции находился в зоне дефицита — 3,5 резюме на вакансию, тогда как по итогам мая этого года показатель вырос до 6,1. При этом, в сфере "Туризм, гостиницы, рестораны" количество резюме выросло на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а вакансий стало на 16% меньше, сообщиают в hh.ru Юг.
Как в Краснодарском крае, так и по всей стране особенно востребованы повара, пекари, кондитеры, по которым всего 1,9 резюме на вакансию при норме от 4 до 8. На уборщиц и горничных показатель составляет чуть более двух резюме на вакансию.
Ситуация с кадрами в сочинском кластере ухудшается ежегодно на протяжении последних пяти лет. Основная причина — рост стоимости жилья, который не позволяет приезжим сотрудникам сохранить привычный уровень дохода.
Зарплатные предложения в Сочи выросли в среднем на 15% за год. Аналитики SuperJob: повар-универсал теперь получает в среднем 65 тыс. руб. в месяц [рост на 14% за год], пекарь и кондитер — 65 тыс. руб. [рост на 14%], бариста — 55 тыс. руб. [рост на 17%], технолог — 80 тыс. руб. [рост на 11%].
Минэкономразвития не продлит программу льготного кредитования гостиниц.
Поскольку лимит по льготному кредитованию фактически выбран в полном объеме, то на повестке дня альтернативный механизм финансирования создания гостиниц. В качестве альтернативы в Минэкономразвития рассматривают привлечение частных средств для строительства гостиниц и увеличения номерного фонда.
Возвращение в Россию Booking.com и Airbnb предложили нормативно ограничить.
Директор Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ) Александр Брагин на парламентских слушаниях комитета Госдумы по туризму в рамках Международного туристического форума "Путешествуй!" заявил, что у глобальных игроков есть неограниченные финансовые возможности, огромный сетевой эффект и десятилетия работы над продуктом. В случае их возвращения вернется монополизация рынка и неограниченный доступ к персональным данным иностранными структурами, с локацией пользователей и их передвижениями. Ряд некоторых дочерних структур западных компаний формально в РФ не закрыты, находятся в "спящем" состоянии и, как следствие, могут быстро возобновить деятельность на территории России - например, такая "дочка" осталась у Booking.com. Предложение - нормативно ограничить возможность для возвращения глобальных компаний на туристический рынок страны.
Подписывайтесь на наш тг-канал, чтобы ничего не пропустить!
Краткосрочная аренда меняет туристический рынок России - семейные путешественники с детьми предпочитают квартиры.
Ключевая тенденция лета 2025-го года в туриндустрии - изменение предпочтений: всё чаще семьи и путешественники с детьми делают выбор в пользу апартаментов и квартир вместо традиционных отелей. "Авито.Путешествия" сообщает о росте квартирных броней на 65% по отношению к прошлому году. Подавляющая часть туристов, самостоятельно организующих свой отдых с детьми в России, выбирает апарт-отели, гостевые дома и отели без звезд.
Драйвер тренда - дефицит гостиничных номеров, рассчитанных на четырёх и более человек, и удобство аренды квартиры, например, возможность самостоятельно готовить еду.
Преимущества квартир перед отелями очевидны - ночь в апартаментах в среднем стоит меньше, чем в отеле, площадь и планировка гостиничного номера проигрывает квартире с кухней, гостиной и отдельными спальнями. А еще домашние питомцы: в большинство квартир с ними можно, в большинство отелей - нельзя.
По данным Центра Стратегических разработок, в 2024-м году на краткосрочную аренду пришлось 19,7% общих расходов туристов на проживание, а на классические средства размещение, соответственно, 80,3%. Однако, к 2030-му году доля квартир и апартаментов вырастет до 25,3% [стало быть отели "потеряют" около 5% гостей].
Озвучены сроки окупаемости гостиничных проектов в России.
Azimut Hotels при строительстве новых объектов номера обходятся и в 15 млн рублей [южные регионы], и в 19 млн [средняя полоса России], и в 23 млн рублей [отель пять звезд]. Плановая окупаемость - от 10 до 15 лет. Основные жалобы - высокая ключевая ставка и рост стоимости строительства. Если 3-4 года назад инвесторы оценивали стройку от 175 до 190 тыс. рублей за квадратный метр, то сейчас – 240-250 тыс. Потенциал сеть видит в модульных гостиницах по субсидированной программе, где окупаемость составляет около четырех лет. Основное опасение - туристический налог в 5% в 2029-м году и возвращение НДС.
ГК "Мантера" обозначила окупаемость построенных курортов на территории Сочи в 18, 20 и 25 лет. Основная сложность - эксплуатация объектов в условиях низкой маржинальности в отрасли в целом, а также необходимость постоянно реновировать номерной фонд из-за высокой амортизации.
Окупаемость городских отелей в Cosmos Hotel Group оценивают в 13-15 лет, отмечая при этом, что инвестиции в индустрию гостеприимства должны начинаться с мастер-планирования и маркетинга территорий, когда закладываются ключевые параметры: функциональность, логистика, инфраструктурные связи и уникальное позиционирование. Аналитики компании уверены, что без четко выстроенной концепции развития территории даже самые современные отели рискуют остаться зонированными объектами без устойчивого турпотока.
В Alean Collection заявляют, что срок окупаемости курортных и загородных отелей больше, чем городских и апарт-отелей, и составляет 15-18 лет, поясняя, что определенный отпечаток накладывает тот факт, что подобного рода курорты обладают довольно большой развитой инфраструктурой.
Сезонный недобор и новая норма текучести кадров.
Текучка в гостиничном бизнесе продолжает расти - уже более 60% новых сотрудников отелей увольняются в течение первого года. Эксперты связывают тренд с тем, что народ продолжает переосмысливать свои приоритеты и стремится к лучшему балансу между работой и личной жизнью. Кроме того, более молодое поколение менее готово к традиционным формам работы, предпочитая гибкий график и возможности для личного роста.
Статистика, тем не менее, противоречива. Например, по данным SuperJob, в Сочи в сфере гостинично-ресторанного бизнеса к лету 2025 года количество вакансий уменьшилось на 2%, а число резюме выросло на 15%. По данным hh.ru, в прошлом году в этот же период индекс конкуренции находился в зоне дефицита — 3,5 резюме на вакансию, тогда как по итогам мая этого года показатель вырос до 6,1. При этом, в сфере "Туризм, гостиницы, рестораны" количество резюме выросло на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а вакансий стало на 16% меньше, сообщиают в hh.ru Юг.
Как в Краснодарском крае, так и по всей стране особенно востребованы повара, пекари, кондитеры, по которым всего 1,9 резюме на вакансию при норме от 4 до 8. На уборщиц и горничных показатель составляет чуть более двух резюме на вакансию.
Ситуация с кадрами в сочинском кластере ухудшается ежегодно на протяжении последних пяти лет. Основная причина — рост стоимости жилья, который не позволяет приезжим сотрудникам сохранить привычный уровень дохода.
Зарплатные предложения в Сочи выросли в среднем на 15% за год. Аналитики SuperJob: повар-универсал теперь получает в среднем 65 тыс. руб. в месяц [рост на 14% за год], пекарь и кондитер — 65 тыс. руб. [рост на 14%], бариста — 55 тыс. руб. [рост на 17%], технолог — 80 тыс. руб. [рост на 11%].
Минэкономразвития не продлит программу льготного кредитования гостиниц.
Поскольку лимит по льготному кредитованию фактически выбран в полном объеме, то на повестке дня альтернативный механизм финансирования создания гостиниц. В качестве альтернативы в Минэкономразвития рассматривают привлечение частных средств для строительства гостиниц и увеличения номерного фонда.
Возвращение в Россию Booking.com и Airbnb предложили нормативно ограничить.
Директор Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ) Александр Брагин на парламентских слушаниях комитета Госдумы по туризму в рамках Международного туристического форума "Путешествуй!" заявил, что у глобальных игроков есть неограниченные финансовые возможности, огромный сетевой эффект и десятилетия работы над продуктом. В случае их возвращения вернется монополизация рынка и неограниченный доступ к персональным данным иностранными структурами, с локацией пользователей и их передвижениями. Ряд некоторых дочерних структур западных компаний формально в РФ не закрыты, находятся в "спящем" состоянии и, как следствие, могут быстро возобновить деятельность на территории России - например, такая "дочка" осталась у Booking.com. Предложение - нормативно ограничить возможность для возвращения глобальных компаний на туристический рынок страны.
Подписывайтесь на наш тг-канал, чтобы ничего не пропустить!