Команда Shelter PMS представляет обзор отраслевой прессы и аналитических отчетов horeca-индустрии за минувшую неделю:
Загрузка столичных отелей снизилась до 70% по итогам первого полугодия. Наибольшее снижение - в трехзвездочном сегменте.
Впервые с 2019-го года гостиничный рынок Москвы продемонстрировал снижение загрузки - на 3.2 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналитики Nikoliers отмечают, что причинами падения стали эффект высокой базы 2024-го года и продолжающийся рост цен на размещение. Наибольшее снижение зафиксировано в категории трехзвездочных отелей [-7,8 п. п., до 70,6%], тогда как в сегменте 4–5* снижение составило 2 п. п. – до 73% и 66% соответственно.
В кулуарах эксперты готоворят о том, что турист "не вывозит ценник" и переходит в частный сектор арендных квартир или снижает продолжительность проживания. Выход - снижать цены.
STR: Общемировое гостиничное портфолио стремительно растет [кроме Африки и Ближнего Востока].
В Европе на стадии строительства находятся 171.503 номера (+3,4% к прошлому году), на этапе финального планирования еще 74.922 номера (-19,7%), в обсуждении на финансирование - еще 185.311 номеров (+15,4%), совокупно: 431.736 номеров (+2,9%). В европейском топе по темпам в лидерах - Великобритания (строится 24.711 номеров) и Германия (23.400).
В Азиатско-Тихоокеанском регионе в стадии строительства - 523.672 номера (+4,0%), на этапе финального планирования - 41.705 номеров (-54,3%), в обсуждении - еще 391.877 номеров (+21,0%), совокупно: 957.254 номера (+4,2%). Среди стран региона лидером по объему строительства является Китай (318 327 номеров), за ним следуют Индия (40 950 номеров) и Вьетнам (36 338 номеров).
Ближний Восток и Африка - в стадии строительства находятся 103.115 номеров (-5,4%), финальное планирование - 21.731 номер (-34,2%), в обсуждении - еще 94.391 номер (+13,7%), совокупно: 219.237 номеров (-2,6%). Больше всего строящихся номеров - в Саудовской Аравии (46.015) и Объединенных Арабских Эмиратах (16.271).
В Америке в стадии строительства - 189.102 номера (-9,3%), на стадии финального планирования - 303.528 номеров (+1,5%), в обсуждении - еще 410.322 номера (+6,4%), совокупно: 902.952 номера (+1,1%). Максимум строящихся комнат приходится на США (138.922), далее с отрывом Мексика (14.562), Канада (9.128) и Бразилия (5.334).
Турист нарастил бюджеты - расходы на путешествия по России растут.
Поездки на выходные в популярные города России для туристов за год подорожали в среднем на 13%. Заметнее всего растет стоимость поездок в Казань, но дороже обходятся визиты в Москву и Санкт-Петербург. Траты увеличиваются в контексте роста популярности внутреннего туризма. Число путешествий по стране в текущем году может прибавить 10–15%.
Усредненное значение для топ-5 регионов достигнет 10.5 тыс. руб. в сутки - показатель не включает стоимость дороги, но предусматривает траты на ночь в отеле, два приема пищи в заведениях фастфуда, ужин в ресторане, визит в бар, две поездки на такси и покупку сувениров.
Значение рассчитывается на базе средних чеков. Год к году рост туристических расходов ускорился: прошлым летом аналитики T-Data оценивали увеличение трат на 4,5% год к году, в 2023 году — на 10,3%. Согласно «Сбериндексу», на неделе 14–20 июля номинальные расходы потребителей на путешествия и туризм выросли на 7,2% год к году, отели — на 6,1%, авиабилеты — на 14,7%. На общепит стали тратить на 7,4% больше, а на развлечения — на 13,9%. Аналитики «Островка» ранее отмечали, что средняя стоимость забронированной ночи в популярных городах России на это лето выросла на 4–14% год к году.
"Броневик" - все? Сервис бронирования отказался от физлиц и теперь работает только с отелями и турагентами.
С прошлой недели зарезервировать номер в гостинице через сервис "Броневик" частному лицу стало невозможно, при попытке брони появляется предупреждение: "С 22 июля travel.bronevik.com не принимает новые бронирования от физических лиц". Пресс-служба агрегатора подтвердила, что компания прекращает работу с самостоятельными туристами, чтобы полностью сосредоточиться на сотрудничестве с отелями и турагентами.
Подоплека решения связана со сделкой, состоявшейся еще 3 года назад – в июле 2022 года владельцем Bronevik.com, работавшего в сфере B2B-бронирований, стала компания МТС. Параллельно был запущен агрегатор МТС Travel, который тогда расценивали как одну из замен ушедшему из России Booking.com. Проект должен был расширить бизнес в нишу прямых бронирований. Однако идея привлечь на свою площадку самотуристов себя не оправдала: конкуренция оказалась слишком высокой и обернулась значительными издержками на продвижение.
В прошлом году по доле на рынке "Броневик" с показателем 9,4% занял 3-е место, уступив сервисам "Яндекс.Путешествия" (29,2%) и "Островок" (21,5%).
ГК Аэроклуб: Деловая активность уходит в регионы.
После двух лет роста внутреннего делового туризма в стране в первом полугодии 2025-го года наметилось охлаждение - количество авиаперелетов сократилось на 3% к прошлому году. В то же время эксперты отмечают качественное изменение рынка делового туризма: растет интерес к промышленным регионам, бизнес все чаще выбирает повышенный класс комфорта и нивелирует рост цен за счет долгосрочного планирования.
Москва и Санкт-Петербург по-прежнему остаются ключевыми командировочными направлениями, но их доля снижается: -10% и -14% к прошлому году соответственно. В результате на Москву приходится 24% всех командировок (-2% к 2024), на Санкт-Петербург – 10% (-1%). При этом Сочи продолжает усиливать позиции (+6% за год с долей в 5%). В то же время выросло число перелетов в города с промышленным и логистическим профилем. В первую десятку самых востребованных у представителей бизнеса городов по итогам полугодия вошли: Сочи (+6%), Екатеринбург (-1%), Красноярск (+5%), Казань (-5%), Иркутск (+12%), Новосибирск (+3%), Уфа (+6%) и Тюмень (+8%).
Основными драйверами командировочной активности стали нефтегазовый сектор и энергетика – на них приходится 19% всех перелетов по стране, что на 2% выше, чем годом ранее. Число билетов, которые компании этого сектора приобрели в первой половине 2025, выросло на 12% к 2024 году. Увеличили объемы внутренних перелетов и представители добывающей промышленности: рост составил 14%, доля сегмента выросла до 11% (с 9% в 2024). Ритейл, напротив, сократил командировки по России на 19%, его доля снизилась с 18% до 15%, тем не менее он сохранил второе место по числу командировок.
Подписывайтесь на наш тг-канал, чтобы ничего не пропустить!
Загрузка столичных отелей снизилась до 70% по итогам первого полугодия. Наибольшее снижение - в трехзвездочном сегменте.
Впервые с 2019-го года гостиничный рынок Москвы продемонстрировал снижение загрузки - на 3.2 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналитики Nikoliers отмечают, что причинами падения стали эффект высокой базы 2024-го года и продолжающийся рост цен на размещение. Наибольшее снижение зафиксировано в категории трехзвездочных отелей [-7,8 п. п., до 70,6%], тогда как в сегменте 4–5* снижение составило 2 п. п. – до 73% и 66% соответственно.
В кулуарах эксперты готоворят о том, что турист "не вывозит ценник" и переходит в частный сектор арендных квартир или снижает продолжительность проживания. Выход - снижать цены.
STR: Общемировое гостиничное портфолио стремительно растет [кроме Африки и Ближнего Востока].
В Европе на стадии строительства находятся 171.503 номера (+3,4% к прошлому году), на этапе финального планирования еще 74.922 номера (-19,7%), в обсуждении на финансирование - еще 185.311 номеров (+15,4%), совокупно: 431.736 номеров (+2,9%). В европейском топе по темпам в лидерах - Великобритания (строится 24.711 номеров) и Германия (23.400).
В Азиатско-Тихоокеанском регионе в стадии строительства - 523.672 номера (+4,0%), на этапе финального планирования - 41.705 номеров (-54,3%), в обсуждении - еще 391.877 номеров (+21,0%), совокупно: 957.254 номера (+4,2%). Среди стран региона лидером по объему строительства является Китай (318 327 номеров), за ним следуют Индия (40 950 номеров) и Вьетнам (36 338 номеров).
Ближний Восток и Африка - в стадии строительства находятся 103.115 номеров (-5,4%), финальное планирование - 21.731 номер (-34,2%), в обсуждении - еще 94.391 номер (+13,7%), совокупно: 219.237 номеров (-2,6%). Больше всего строящихся номеров - в Саудовской Аравии (46.015) и Объединенных Арабских Эмиратах (16.271).
В Америке в стадии строительства - 189.102 номера (-9,3%), на стадии финального планирования - 303.528 номеров (+1,5%), в обсуждении - еще 410.322 номера (+6,4%), совокупно: 902.952 номера (+1,1%). Максимум строящихся комнат приходится на США (138.922), далее с отрывом Мексика (14.562), Канада (9.128) и Бразилия (5.334).
Турист нарастил бюджеты - расходы на путешествия по России растут.
Поездки на выходные в популярные города России для туристов за год подорожали в среднем на 13%. Заметнее всего растет стоимость поездок в Казань, но дороже обходятся визиты в Москву и Санкт-Петербург. Траты увеличиваются в контексте роста популярности внутреннего туризма. Число путешествий по стране в текущем году может прибавить 10–15%.
Усредненное значение для топ-5 регионов достигнет 10.5 тыс. руб. в сутки - показатель не включает стоимость дороги, но предусматривает траты на ночь в отеле, два приема пищи в заведениях фастфуда, ужин в ресторане, визит в бар, две поездки на такси и покупку сувениров.
Значение рассчитывается на базе средних чеков. Год к году рост туристических расходов ускорился: прошлым летом аналитики T-Data оценивали увеличение трат на 4,5% год к году, в 2023 году — на 10,3%. Согласно «Сбериндексу», на неделе 14–20 июля номинальные расходы потребителей на путешествия и туризм выросли на 7,2% год к году, отели — на 6,1%, авиабилеты — на 14,7%. На общепит стали тратить на 7,4% больше, а на развлечения — на 13,9%. Аналитики «Островка» ранее отмечали, что средняя стоимость забронированной ночи в популярных городах России на это лето выросла на 4–14% год к году.
"Броневик" - все? Сервис бронирования отказался от физлиц и теперь работает только с отелями и турагентами.
С прошлой недели зарезервировать номер в гостинице через сервис "Броневик" частному лицу стало невозможно, при попытке брони появляется предупреждение: "С 22 июля travel.bronevik.com не принимает новые бронирования от физических лиц". Пресс-служба агрегатора подтвердила, что компания прекращает работу с самостоятельными туристами, чтобы полностью сосредоточиться на сотрудничестве с отелями и турагентами.
Подоплека решения связана со сделкой, состоявшейся еще 3 года назад – в июле 2022 года владельцем Bronevik.com, работавшего в сфере B2B-бронирований, стала компания МТС. Параллельно был запущен агрегатор МТС Travel, который тогда расценивали как одну из замен ушедшему из России Booking.com. Проект должен был расширить бизнес в нишу прямых бронирований. Однако идея привлечь на свою площадку самотуристов себя не оправдала: конкуренция оказалась слишком высокой и обернулась значительными издержками на продвижение.
В прошлом году по доле на рынке "Броневик" с показателем 9,4% занял 3-е место, уступив сервисам "Яндекс.Путешествия" (29,2%) и "Островок" (21,5%).
ГК Аэроклуб: Деловая активность уходит в регионы.
После двух лет роста внутреннего делового туризма в стране в первом полугодии 2025-го года наметилось охлаждение - количество авиаперелетов сократилось на 3% к прошлому году. В то же время эксперты отмечают качественное изменение рынка делового туризма: растет интерес к промышленным регионам, бизнес все чаще выбирает повышенный класс комфорта и нивелирует рост цен за счет долгосрочного планирования.
Москва и Санкт-Петербург по-прежнему остаются ключевыми командировочными направлениями, но их доля снижается: -10% и -14% к прошлому году соответственно. В результате на Москву приходится 24% всех командировок (-2% к 2024), на Санкт-Петербург – 10% (-1%). При этом Сочи продолжает усиливать позиции (+6% за год с долей в 5%). В то же время выросло число перелетов в города с промышленным и логистическим профилем. В первую десятку самых востребованных у представителей бизнеса городов по итогам полугодия вошли: Сочи (+6%), Екатеринбург (-1%), Красноярск (+5%), Казань (-5%), Иркутск (+12%), Новосибирск (+3%), Уфа (+6%) и Тюмень (+8%).
Основными драйверами командировочной активности стали нефтегазовый сектор и энергетика – на них приходится 19% всех перелетов по стране, что на 2% выше, чем годом ранее. Число билетов, которые компании этого сектора приобрели в первой половине 2025, выросло на 12% к 2024 году. Увеличили объемы внутренних перелетов и представители добывающей промышленности: рост составил 14%, доля сегмента выросла до 11% (с 9% в 2024). Ритейл, напротив, сократил командировки по России на 19%, его доля снизилась с 18% до 15%, тем не менее он сохранил второе место по числу командировок.
Подписывайтесь на наш тг-канал, чтобы ничего не пропустить!