en
31 March 2025
1169

Несколько дней назад – 21 марта 2025 года – начал свою работу Национальный экспертный совет по развитию кадрового потенциала в индустрии туризма и гостеприимства. И уже до конца года от него ждут предложения по актуализации перечней профессий, специальностей и должностей для отрасли. По заявлению министра экономического развития Максима Решетникова, «отрасль сейчас стремительно развивается – в рамках нацпроектов продолжается строительство отелей, парков развлечений, горнолыжных трасс и других точек притяжения туристов. И, конечно, всё это потребует новых сотрудников. У бизнеса уже сейчас есть запрос на большее количество квалифицированных кадров высшего и среднего звена. В целом до 2030 года нам необходимо дополнительно подготовить более 160 тыс. специалистов», – подытожил Максим Решетников.

Новый совет должен будет координировать эту работу. Это, по словам министра, касается актуализации образовательных стандартов, разработки типовых программ подготовки для высшего и среднего образования, формирования нового подхода к утверждению контрольных цифр приема и всё это – с оглядкой на задачи и запросы отрасли. 

Сопредседатель совета, директор АНО ДПО «Академия гостеприимства Космос» Анна Кувайцева пояснила, что в перечни профессий и должностей будут добавлены все современные направления. Она уверена, что необходимо исключить все анахронизмы. В системе профессионального обучения действует рекомендованный перечень профессий, который не всегда отвечает актуальным запросам отрасли. «Переход на практико-ориентированную модель — это давнишний запрос отрасли», — пояснила руководитель.

Генеральный директор ООО «Мрия» Самвел Саруханян назвал конкретные примеры устаревших и недостающих профессий в отрасли. «До сих пор готовим буфетчиков.И, как вариант, предлагаем поменять эту специальность на официанта шведской линии. Нет профессии батлера, консьержа. Нет очень важных специальностей, таких как директор по питанию. Все, выпускаясь из вузов, хотят стать генеральными менеджерами. А такой профессии в целом нет, мы ее и не готовим хотя куда актуальнее были бы официанты шведской линии", - отметил он.

Эксперт рассказал, что сейчас готовится атлас профессий. На его основе можно будет менять Федеральный государственный образовательный стандарт. 

Необходимо перейти на практико-ориентированный подход, согласно которому шесть месяцев будет идти учеба, и столько же – работа. Или по три месяца, – предложил он. – Профессиональные знания необходимо внедрять уже с первого курса.

Он также отметил, что, оканчивая учебное учреждение, сейчас сотрудник должен владеть как минимум тремя смежными специальностями. "Например, повар, он же пекарь, он же и кондитер, – сказал эксперт. – А официант должен понимать, как работает бармен и бариста. Это связанные друг с другом профессии, а сейчас же  мы работаем над обучением узких специалистов". 

Илья Уманский, президент Российского союза туриндустрии, также подтверждает, что образовательные программы среднего специального образования не успевают за изменениями в индустрии туризма. Он уверен, что цифровизация, изменение предпочтений и рынка сбыта требуют адаптации системы образования к новым реалиям. Современная индустрия туризма активно использует цифровую технологию, онлайн-бронирование, систему управления гостиницами, CRM-системы, Big Data для анализа спроса. Но программы среднего специального образования эти темы рассматривают или достаточно поверхностно, или не рассматривают вовсе.

Мировой тренд на экологичность дошёл и до сферы гостеприимства: всё больше отелей переходят на "зелёные" стандарты. Однако, как отмечают эксперты, российские колледжи пока не готовят специалистов, способных работать в новых реалиях – с оглядкой на экологичность. При этом проблемы есть не только с «зелёными» компетенциями, но и с базовыми soft skills. Особенно остро это ощущается в гостиничном бизнесе, где персонал постоянно взаимодействует с клиентами. Сотрудникам критически важно уметь общаться, гасить конфликты, работать в мультикультурной сфере. Но на практике этим навыкам уделяют слишком мало внимания, убеждены эксперты. 


Ещё одна болевая точка — отсутствие обучения работы в условиях многозадачности. В реальности гостиничные администраторы работают в режиме „три в одном“: принимают звонки, обрабатывают брони и решают вопросы гостей. Но в учебных программах этот критически важный навык часто остаётся "за кадром".

Как отмечает Илья Уманский, выпускники высших учебных заведений сталкиваются с аналогичными вызовами: ограниченный выбор специализаций, дефицит практических навыков и нечёткое представление о возможностях профессионального роста в отрасли.

Сейчас квалификация выпускников не соответствует требованиям индустрии. И здесь можно говорить, что низкая привлекательность образования в сфере туризма для абитуриентов ведет к низкому базовому уровню студентов, — сказал он. — В высшем образовании необходимо вводить новые направления подготовки: например, управление устойчивым туризмом, цифровая трансформация в туризме и гостеприимстве, международный туризм, разработка профилей — цифровой маркетинг в туризме, управление гостиничными сетями, управление развитием туристских территорий.

(По материалам открытых источников)

Other news

Оставьте заявку

Задать вопрос